- Структура эмоционального интеллекта.
- Эмоциональный интеллект – и индивидуальный, и межличностный.
- Выводы.
В последнее время тема эмоционального интеллекта приобрела широкую популярность в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых. Все чаще в литературе появляются данные об особенностях эмоционального интеллекта той или иной категории опрошенных, его значении в жизни человека и связи с другими психологическими феноменами. Установлено, что высокий эмоциональный интеллект помогает сбалансировать эмоции и разум, почувствовать внутреннюю свободу и ответственность за себя, осознать собственные потребности и мотивы поведения, равновесие, а также скорректировать стратегию собственной жизни. Но, в чем же суть эмоционального интеллекта? Он относится к сфере внутренних психических явлений, или к сфере межличностного взаимодействия?
Структура эмоционального интеллекта.
Структурное образование эмоционального интеллекта отражает его функциональность. То есть через компоненты, выделенные в нем, мы можем увидеть те полезные и значимые функции, которые имеет эмоциональный интеллект.
В структуре эмоционального интеллекта Р. Бар-Он выделяет пять основных его компонентов, которые в свою очередь состоят из пятнадцати факторов:
– внутриличностная сфера – способность понимать себя и управлять собой, включающая самоанализ осознания себя (способность осознавать свои чувства, их причину, а также влияние собственного поведения на других), ассертивность (способность ясно выражать свои мысли и чувства, иметь собственную позицию и отстаивать ее), независимость (способность к саморегуляции и самоконтролю, уверенность в своих силах), самоуважение (способность признавать свои слабые и сильные стороны, умение воспринимать себя положительно несмотря на недостатки) и самоактуализация (способность осознавать свой потенциал и быть довольным своими достижениями в работе) и личной жизни);
– межличностная сфера – способность взаимодействовать и находить общий язык с другими, включающая эмпатию (способность понимать то, что чувствуют и думают другие; способность видеть мир глазами другого человека), социальную ответственность (способность продуктивно взаимодействовать с другими), межличностные отношения (способность устанавливать и поддерживать отношения, взаимовыгодные, ориентированные на двустороннюю отдачу и получение, а также которым присуща эмоциональная близость);
– сфера адаптивности – способность быть гибким и реалистичным, умение решать проблемы по мере их поступления; включает оценку действительности (умение видеть вещи такими, какие они на самом деле есть, а не такими, какими бы хотелось их видеть или наоборот, которыми человек опасается, что они могут быть), гибкость (способность приспосабливать свои чувства, мысли и действия к изменяющимся условиям), умение решать проблемы (способность определить проблему, а затем найти ее правильное решение и применить его);
– сфера умения выйти из стресса – способность выдерживать стресс и контролировать свои импульсы; включает способность оставаться спокойным и толерантным к стрессу (способность оставаться спокойным и сосредоточенным, конструктивно противостоять неблагоприятным событиям и конфликтным эмоциям, не отступая) и способность сдержать порыв к мгновенному действию и контроль импульсов (способность противостоять или отсрочить намерение);
– сфера общего настроения – способность поддерживать реалистическую положительную установку – оптимизм (сохранять реалистически положительное отношение, особенно при неблагоприятных условиях) и счастье (быть удовлетворенным жизнью, наслаждаться собой и другими, испытывать интерес и энтузиазм в разных ситуациях).
Эмоциональный интеллект – и индивидуальный, и межличностный.
Такая сложная и многообразная структура эмоционального интеллекта отражает его уникальный характер. Одновременно, эмоциональный интеллект является уникальной способностью человека познать сущность своего внутреннего мира и упорядочить его, внести логику в свой внутренний мир. Он дает возможность упорядочить свое «Я» познать все его феноменологические проявления через дифференциацию и принятие своего проприума, достижение самости. Осознавая свои эмоции человек постигает состояние экзистенции, приобретает ориентацию на теперешнее, приближаюсь к онтопсихологическим истокам существования (А.Ленгле).
В то же время, эмоциональный интеллект, как мы видим с его структуры, имеет в важный межличностный компонент. Он обеспечивает понимание эмоций других людей, их дифференциацию, возможность модифицировать свое поведение в соответствии с полученным опытом взаимодействия. Получается, что эмоциональный интеллект не просто индивидуальное свойство, а индивидуальное свойство, происходящее из межличностной среды, и задающее направление поведения в этой среде.
Именно через эмоциональный интеллект личность приходит к познанию себя и своих возможностей, что реализуется в успешных контактах с окружающими людьми.
Выводы.
Внутренний мир человека достаточно многогранен, наполнен эмоциями и часто скрыт от самого человека. Пребывая в таком неведении люди часто заблуждаются и принимают не продуктивные решения, которые усложняют их жизнь.
Важным моментом нахождения луча света в таком неведении есть расширение сферы умений в области эмоционального интеллекта, с которыми я постоянно работаю в своей практике. Я уверена, что каждый клиент способен познать свой внутренний мир, успешно осознать свои эмоции и переживания. И именно это приблизит его к познанию своей неповторимости и даст возможность пребывать в ситуации здесь и сейчас. А будучи в такой позиции, каждый человек станет успешным и результативным в жизни.