Эмоциональный интеллект – сложное понятие простыми словами.

Эмоциональный интеллект – сложное понятие простыми словами.

  1. Эмоциональный интеллект – между мыслями и эмоциями.
  2. Структура эмоционального интеллекта
  3. Эмоциональный интеллект – единство мышления и эмоций
  4. Вывод.

Сегодняшняя наука пестрит разнообразными терминами, которые отражают многовариантность проявлений аффективной и когнитивной сферы человека. Мы часто встречаем понятия интеллекта, когнитивных способностей, когнитивных стилей, метакогнитивной компетентности, которые, типично, противопоставляются аффективным процессам. Почему же они противопоставляются? Все очень просто. Ведь это различные модусы поведения и осознания человека. Когнитивный модус отображает рациональное начало, обдуманные поступки, формирование и реализацию логики поведения, его целостной линии. Иными словами это начало «думающее». Эмоциональный модус отражает аффективное начало, эмоциональные реакции, ориентацию на чувственную сферу. Это начало «чувствующее». Каким же получается эмоциональный интеллект, если он объединяет в себе два эти начала?

Эмоциональный интеллект – между мыслями и эмоциями.

Явление эмоционального интеллекта – неоднозначное и интересное. По своей сути эмоциональный интеллект – многокомпонентное психологическое образование, которое отражает способность человека успешно и результативно идентифицировать эмоциональные состояния, дифференциировать и контролировать их, провоцировать их появление у себя и других людей. То есть, эмоциональный интеллект – разнообразное и комплексное явление.

Структура эмоционального интеллекта

Он имеет свою структуру, которая по-разному объясняется учеными.

Компонентами эмоционального интеллекта согласно взглядам Дж.Мейера, П.Селовея, Д.Карузо являются:

1) восприятие, оценка и выражение эмоций:

– способность идентифицировать свои эмоции по собственному физическому и психологическому состоянию;

– способность идентифицировать эмоции по физическому и психологическому состоянию другого человека;

– способность точно выражать эмоции и выражать потребности, связанные с этими переживаниями;

– способность различать точное и неточное, правдивое и ложное выражение переживаний;

2) использование эмоций для повышения эффективности мышления:

– способность направлять мышление в определенном направлении, ориентируясь на ощущения, которые ассоциируются с объектами, событиями и другими людьми;

– способность вызывать или умение преодолеть яркие эмоции для стимулирования определенных суждений и воспоминаний о переживаниях;

– умение использовать колебания настроения для расширения многообразия возможных точек зрения; способность интегрировать вызванные настроением теории;

– способность использовать эмоциональные состояния для содействия решению проблем и задач;

3) понимание и анализ эмоциональной информации:

– способность понимать как взаимосвязаны различные эмоции;

– способность воспринимать причины и последствия переживаний;

– способность интерпретировать сложные переживания, такие как эмоциональные «смеси» и противоречивые эмоциональные состояния;

– способность понимать и предполагать вероятность изменения эмоций;

4) регуляция эмоций:

– способность быть открытым для переживаний, как для приятных, так и для неприятных;

– способность контролировать и размышлять об эмоциях;

– способность сознательно привлекать эмоции или отвлечься от эмоционального состояния в зависимости от его субъективной информационности или пользы;

– способность управлять как собственными эмоциями, так и эмоциями других.

Эмоциональный интеллект – единство мышления и эмоций

Как видно со структуры эмоционального интеллекта – это сложное явление, в котором органично переплетаются мыслительные и эмоциональные процессы. Явление эмоционального интеллекта уникально, поскольку позволяет преодолеть классическое противостояние рационального и иррационального, аффективного и когнитивного.

Но не только в структурных компонентах этого явления прослеживается такая связь.

Все самое мощное единство эмоционального и рационального постигается с точки зрения экзистенциальной психологии (Милашенко Е., Лавриненко В., 2019 ) . В этом подходе личность рассматривается как уникальная, единая, самоорганизованная и целостная  сущность. Постижение своего «Я» и приближение к экзистенции как раз и отражает возможность человека интегрировать свои когнитивные процессы и переживать эмоции полной мерой. То есть, с точки зрения экзистенциальной психологии эмоциональный интеллект является феноменологическим проявлением единства личности, ее способности быть целостным образованием, которое функционирует по закономерностям единства.

Вывод.

Именно такой подход к понимаю сущности личности я ложу в основу своего психологического консультирования. Рассматривая человека как уникальное творение, задача которого познать себя во всей многогранности, окунуться в свой собственный внутренний мир, я с каждым клиентом успешно подхожу к решению его проблем. Осознание и прорабатывание единства личности, постижение ее внутреннего «Я» дает возможность полной мерой функционировать, реализовывать свой потенциал.