- Почему противостоит экзистенциальная психология (ЭП)?
- Основные понятия экзистенциальной психологии
- Тревога
- Выводы
Экзистанциальная психология является одним из самых неповторимых и самобытных подходов в науке и практике, акцентирующих внимание на самоконструировании человека, его возможности быть творцом своей жизни через принятие себя и своего существования. Экзистенциальную психологию можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании, использующую метод феноменологического анализа.
Почему противостоит экзистенциальная психология (ЭП)?
1.Она выступает против переноса из естественных наук в психологию принципа причинности: в человеческом существовании нет причинно-следственных отношений. Что-то происходящее с ребенком не является причиной взрослого поведения.
2. Она отвергает позитивизм и материализм: психология не похожа на другие науки. Она требует собственного метода – феноменологии – и собственных понятий – бытия в мире, модусов существования, свободы, ответственности, становления, трансценденции, пространственности, темпоральности – и многих других, взятых из онтологии М.Гайдеггера.
3. На место понятия «каузальности» экзистенциальный психолог ставит понятие «мотивация». Мотивация предполагает понимание (верное или неверное) отношений между причиной и следствием (пример об окне: окно, закрытое ветром (ветер – причина), и окно, закрытое человеком: он мотивирован закрыть окно).
4. Противостояние ЭП дуализма субъекта (духа) и объекта (тела, среды, материи). Это разделение, исходящее от Декарта, нашло воплощение в объяснении человеческих переживаний и поведения в терминах стимулов среды или телесных состояний. Э.П. утверждает единство индивида в мире.
5. ЭП отрицает, что за феноменами стоит нечто, что их объясняет или служит причиной их существования: феномены есть то, что они в своей непосредственности. Дело психологии – возможно более тщательное описание феноменов. Цель психологии – феноменологическое описание, а не объяснение и не подтверждение.
6. ЭП с подозрением относится к теоретизации, потому что теория слепа к истинности переживания. По мнению экзистенциального психолога, изучать – значит видеть без каких-либо гипотез или предвзятости.
7. Анатомирование не приветствуется. Цель ЭП – выявить связанную структуру человеческого существа. «Связанность возможна только в контексте целого».
8. ЭП твердо противостоит взглядам на индивида как на вещь. Человек свободен и один ответственен за свое существование. Свобода не есть что-то, чем люди владеют, она есть нечто, чем они есть. Именно этот принцип связывает ЭП с гуманистическим движением (А Лэнгле )
Основные понятия экзистенциальной психологии
Два основных понятия, создающих идейный каркас экзистенциализма, а именно – бытие-в-мире и небытие.
◦ Бытие-в-мире (Dasein). Для объяснения природы человека экзистенциалисты придерживаются так называемого феноменального подхода. По их мнению, мы живем в мире, который лучше всего может быть понят с нашей собственной точки зрения. Основное понятие единства личности и окружающей среды выражается германским термином Dasein, который означает «существовать там» и обычно переводится как бытие-в-мире. Дефисы в этом термине указывают на единство субъекта и объекта, личности и мира.
Существует три формы бытия-в-мире: Umwelt – наши отношения с миром внешних объектов или вещей или окружающая среда; Mitwelt (буквально: «вместе с миром») – структура отношений с другими людьми; Eigenwelt – структура внутренних отношений человека с самой собой.
◦ Небытие. Бытие-в-мире закономерно вызывает понимание себя как живого существа. С другой стороны, такое понимание приводит к страху небытия или несуществования. Смерть – это не только дорога, по которой небытие входит в нашу жизнь, но и еще самое очевидное. Жизнь становится более важной, более значительной перед лицом возможной смерти.
Тревога
До того как Р. Мэй в 1950 году опубликовал «Значение тревоги», большинство теорий придерживались точки зрения, согласно которой высокие уровни тревожности указывают на наличие невроза или другой формы психопатологии. Мэй утверждал, что движущей силой поведения человека во многих случаях является чувство страха или тревоги, которое появляется у него всякий раз при возрастании чувства неопределенности, неуверенности, шаткости своего бытия. Неспособность признать смерть помогает временно избавиться от тревоги или страха небытия. Но это лишение не может быть постоянным.
Смерть – это безусловная составляющая нашей жизни, и рано или поздно каждому придется встретиться с ней. Р. Мэй определял тревогу как «субъективное состояние личности, понимающей, что ее существование может быть разрушено, что оно может превратиться в «ничто». Мы чувствуем тревогу, когда осознаем, что наше существование или какие-то отождествляемые с ним ценности могут быть уничтожены. В более поздней работе он выдвинул другое определение тревоги – как чувство угрозы, направленной на важные для человека ценности. Тревога, писал Мэй, это «опасение, вызванное угрозой каким-то ценностям, которые человек считает важными для своего существования как личности». Свобода не может существовать без тревоги, равно как и тревога не может существовать без осознания возможности свободы. Становясь более свободным, человек неизбежно испытывает тревогу. Р. Мэй цитировал Кьеркегора, который говорил, что «тревога – это головокружение от свободы». Тревога, как и головокружение, может быть и приятной и болезненной, и конструктивной и деструктивной. Более того, тревога может быть как нормальной, так и невротической.
Выводы.
Итак, экзистенциальная психология – интересное и мощное направление психологической и философской мысли, направление организации предоставления личности помощи на основе ее постижения своего бытия. Основные понятия, описанные в этой статье, используются мною в процессе консультирования клиентов и позволяют эффективно справляться с жизненными проблемами не путем формирования новых средств, а путем комплексного и целостного переустройства системы восприятия себя и окружающего мира, построения новых рамок осмысления себя в окружающем мире и этой жизни. Результатом консультирования, ориентированного на изменение этих базовых конструктов, является новое рождение личности клиента, которая свободная, независимая, самодостаточная, способная к решению широкого круга проблем.